Разговоры о важном — «Арктика – территория развития»

10 февраля 2025 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный развитию Арктики.

Цель занятия: углубление знаний и представлений обучающихся об Арктике, истории ее исследования и развитии атомного ледокольного флота; формирование понимания стратегического значения Арктики для развития страны и укрепления позиций России на международной арене; воспитание чувства ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики и устойчивое развитие региона.

Классный час проводился в формате беседы с использованием видеофрагментов, цитат, презентации.
На занятии речь шла об Арктике – таинственном регионе, полном первозданной суровой красоты. Выбор темы для разговора неслучаен – 28 февраля в нашей стране будет отмечаться День Арктики. Кроме того, в 2025 году отмечается 500-летие с начала истории освоения Россией Северного морского пути. В 1525 году посланник Великого князя Московского Василия III в Риме Дмитрий Герасимов впервые рассказал о возможности достижения восточных стран через Север России. Сегодня благодаря единственному в мире атомному ледокольному флоту Россия — безоговорочный лидер в освоении и развитии Арктики. Мы поговорим о значимости этой территории для нашей страны, о борьбе с непокорными силами природы, полярной романтике и мужестве людей, связавших свою жизнь с этим краем.

Далее, говоря об обширности Арктики, студенты вспомнили, что она охватывает не только ледяные просторы, но и множество океанов, материков и государств.

Арктика — это не просто географическая территория; это стратегически важная область для развития нашей страны. Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.

Затем педагог организовал просмотр и обсуждение видеоролика «Российская Арктика».

Итак, Артика – это ресурсная база России, её можно назвать ледяной сокровищницей. Интересно, что в наши дни она все еще остается неизученной до конца. Но множество наших соотечественников делают все возможное, чтобы узнать все секреты этого прекрасного края, в том числе с помощью создания инновационных разработок в сфере науки и техники. Геополитическое положение, наличие природных ресурсов и возможность транспортировки грузов морским путем сделали Арктику жизненно важным для страны регионом. Развивать его необходимо для укрепления позиций России на международной арене, обеспечения экономической стабильности и защиты национальных интересов. Арктика является ведущей стратегической ресурсной базой России. Добываемые в Арктике полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы Российской Федерации. В Арктике находится 15% мирового запаса нефти, 25% запасов газа; земля Арктики богата металлами. А еще в Арктике сосредоточено 20% мирового запаса пресной воды. Особое значение для освоения арктических территорий имеет Северный морской путь — это кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией.

Говоря об атомной промышленности, преподаватель напомнил, что наша страна является мировым лидером в сфере атомных технологий. И атомный ледокольный флот – гордость России. В 2024 году атомному ледокольному флоту России исполнилось 65 лет. Это наше уникальное конкурентное преимущество в Арктике, ведь атомные ледоколы есть только у нашей страны. Управляет атомным ледокольным флотом и развивает его госкорпорация «Росатом».

В 2022 году, когда состоялся первый разговор об атомных ледоколах, в составе атомного ледокольного флота России было 6 атомоходов. За прошедшие два года введены в эксплуатацию атомные ледоколы «Урал» 7 Сценарий занятия | СПО и «Якутия». То есть сейчас в составе атомного ледокольного флота России 8 атомоходов. Совсем недавно, в январе 2024 года началось строительство еще одного атомохода – «Ленинград», в торжественной церемонии его закладки принимал участие Президент России Владимир Владимирович Путин.

Продолжается строительство атомного ледокола «Чукотка», а также мощнейшего в мире атомного ледокола «Россия». Уже пять лет Госкорпорация «Росатом» проводит научнопросветительский проект «Ледокол знаний», и уже более 350 школьников из разных регионов России побывали на макушке нашей планеты. В августе 2024 года арктическая экспедиция Росатома впервые прошла в международном формате. Вместе с одаренными ребятами, учеными и экспертами атомной отрасли участие в ней принял известный российский актер Марк Эйдельштейн. В этой экспедиции Марк взял интервью у капитана атомного ледокола «50 лет Победы» Руслана Сасова. Педагог организовал просмотр и обсуждение видеоинтервью с Русланом Владимировичем Сасовым, капитаном атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот».

Арктика – это не только Северный Ледовитый океан и природные богатства. Главное богатство Арктики, как и всей нашей страны, – это люди, исконные жители этих суровых мест, коренные малочисленные народы. Их образ жизни, основанный на гармонии с природой, до сих пор сохраняет древние обычаи и легенды. Обитатели Арктики с большой заботой относятся к своей родной земле, активно инициируют проекты, направленные на заботу о природе и культуре родных мест. Например, на Чукотке создан национальный парк «Берингия», сохраняющий лучшие образцы природного и культурного наследия. Создан и реализуется стратегический план развития Мурманской области до 2030 года «На Севере – жить!». Кстати, знаете ли вы, что Мурманск – самый большой в мире город за полярным кругом? Направлений у стратегического плана много — это повышение качества системы здравоохранения, образования, привлечение на Крайний Север квалифицированных специалистов, развитие спорта и пр.

Подводя итог занятия, студенты пришли к выводу: Арктика – это уникальная территория. Освоение этого региона является приоритетом для России, а задача сохранения уникальной природы и культуры – одна из самых важных задач будущего. И мы с вами являемся свидетелями нового этапа освоения Арктики.

Трудности, романтика открытий и труда в сложных условиях притягивают в Арктику молодых людей со всей страны.

В завершение занятия педагог предложить выполнить небольшую творческую работу – написать пост для социальных сетей, рассказав в нем об Арктике. Это может быть сообщение об истории исследования Арктики, арктических конвоях времен Великой Отечественной войны, атомном ледокольном флоте России или о других интересных вопросах, связанных с прошлым, настоящим и будущим российской Арктики. Студенты выполнят эту работу дома. В конце занятия студенты участвовали в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания по QR-коду.