18 ноября 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный развитию искусственного интеллекта.
Цель занятия заключалась в развитии у обучающихся представлений об особенностях, функциях и роли искусственного интеллекта в современном мире, об этических аспектах использования искусственного интеллекта в разных сферах жизни, принципах и правилах взаимодействия с ним.
Занятие проведено в формате дискуссии с использованием видео, цитат, презентации.
В начале занятия педагог организовал просмотр видеоролика-анонса.
Современный мир невозможно представить без устройств, которые делают нашу жизнь более комфортной, а работу – более эффективной. Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) с точки зрения простого пользователя достигли высокого уровня развития. Иногда мы даже не можем отличить, общаемся мы с человеком или с машиной.
Далее преподаватель предложил ребятам обсудить эту тему, предложив им вопросы:
- В каких сферах жизни вам приходится сталкиваться с ИИ?
- Как распространение технологий ИИ влияет на нашу жизнь?
- Были ли у вас или ваших близких случаи, когда вы общались не с человеком, а с роботом и не сразу понимали это?
- Может ли машина вести себя так, чтобы ее нельзя было отличить от человека?
ИИ не может полностью заменить человека. Он имеет ограниченные области применения и способности, а интеллект человека обладает широким спектром способностей, включая абстрактное мышление, творчество и эмоциональные реакции. ИИ может распознавать и имитировать эмоции человека, только опираясь на базу доступных ему данных. В то же время искусственный интеллект обладает способностью к самообучению. Разработчики ИИ утверждают, что компьютер умен настолько, насколько умен его пользователь.
Далее преподаватель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы:
– По вашему мнению, должен ли сам человек, взаимодействующий с ИИ, обладать кругозором и критическим мышлением?
– Нужно ли контролировать деятельность ИИ, проверять результаты? Почему?
– На ваш взгляд, обязательно ли всем современным людям использовать технологии ИИ? Можно ли полноценно жить и работать без взаимодействия с ИИ?
Выступая на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 7 ноября, Владимир Владимирович Путин отметил, что «искусственный интеллект – это важнейший инструмент развития», вопрос состоит в том, «как это регулируется и как люди это используют».
Развитие технологий ИИ, их активное внедрение не только в производство, но и в повседневную жизнь повлекли за собой необходимость разработки нормативных документов, регулирующих вопросы этики и морали в использовании и обучении ИИ. Важной задачей современности является разработка единых для всех стран нормативных документов, регулирующих отношения человека и ИИ, в том числе степень ответственности тех, кто отвечает за обучение ИИ.
26 октября 2021 года в России был принят национальный Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. На сегодня к нему присоединился ряд ведущих российских компаний. Вот некоторые из тезисов, включенных в Кодекс:
1. ИИ должен обеспечивать безопасность человека, защищать его, не должен причинять ему вред. При наличии угрозы причинения вреда следует оценить риски и принять меры по устранению угрозы.
2. ИИ не должен наносить ущерб человеческому сообществу.
3. Окончательное решение в сложных ситуациях должно всегда оставаться за человеком.
4. ИИ должен защищать и повышать качество жизни человека вне зависимости от расы, цвета кожи и других признаков.
5. ИИ должен способствовать расширению выбора человека и не ограничивать его возможности, в том числе обеспечивать инклюзивность.
6. ИИ должен обеспечивать право на неприкосновенность частной жизни человека и защиту личных данных.
7. ИИ никогда не сможет заменить человека в качестве конечного субъекта ответственности.
8. Доступность ИИ всем людям.
9. При необходимости человек должен быть осведомлен о принятых с помощью ИИ решениях, при необходимости, должен получить обоснование применения ИИ.
10. Люди, ответственные за ИИ и обучение ИИ, обязаны проводить проверку нарушений ИИ-систем.
В заключение педагог озвучил мысль: Россия – один из флагманов развития современных технологий, в том числе технологий ИИ. «Мы должны развивать свой суверенный искусственный интеллект», – так видит перспективы развития ИИ в России наш Президент. Надежную базу для развития в этом направлении создает богатый научный потенциал России, традиционное лидерство в математике и информатике. Вот некоторые примеры достижений нашей страны в этой области: – Программирование и алгоритмы. Российские программисты известны своим высоким уровнем мастерства. Они регулярно занимают призовые места на международных соревнованиях по программированию, таких как «ЭйСиЭм АйСиПиСи». Нейросеть можно назвать составной частью искусственного интеллекта.
– Робототехника. Российская компания «Промобот» разрабатывает сервисных роботов, используемых в различных сферах, таких как здравоохранение, образование и обслуживание клиентов. Эти роботы способны выполнять сложные задачи, включая навигацию в пространстве и взаимодействие с людьми.
– Банковский сектор. Сбербанк активно внедряет ИИ в свою деятельность, предлагая пользователям удобные сервисы, такие как «Сбербанк Онлайн», который использует искусственный интеллект для обработки финансовых операций и предоставления рекомендаций клиентам.
– Медицинская диагностика. Проект «Киберсердце», созданный российскими учеными, представляет собой систему диагностики сердечно-сосудистых заболеваний на основе анализа электрокардиограмм. Эта технология получила международное признание благодаря своей точности и скорости работы.
– Транспорт и логистика. Компания «Яндекс» успешно внедрила технологию беспилотных автомобилей, использующую ИИ для анализа дорожной обстановки и принятия решений. Это открывает перспективы для создания безопасных и эффективных транспортных систем будущего. – Облачные решения. Российский облачный провайдер «СберКлауд» предоставляет широкий спектр сервисов на базе ИИ, включая обработку больших данных, машинное обучение и аналитику. Это позволяет бизнесу быстро внедрять современные технологии без значительных вложений в инфраструктуру.
В конце занятия студенты участвовали в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания по QR-коду.