Разговоры о важном — «Как пишут законы?»

16 декабря 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный законотворческой деятельности в России.

Цель занятия: формирование у обучающихся патриотического сознания и развитие у обучающихся представлений о правотворческой деятельности, осуществлении нормативного правового регулирования в России, о возможностях проявления гражданами законодательных инициатив.

Классный час проводился в формате беседы с использованием видеофрагментов, цитат, презентации.

В начале занятия педагог организовал беседу по теме:
— Еще с детства мы постигаем мудрость пословиц и поговорок, стихов, сказок и других источников знаний о правилах жизни. Наверное, все из вас помнят стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». И, конечно, вы знакомы со сказками, которые также нас многому учат. Давайте попробуем посмотреть на одну хорошо знакомую вам сказку с необычной точки зрения. Педагог предлагает студентам познакомиться с «правовой» интерпретацией сказки про курочку Рябу (сказка с комментариями с точки зрения действующего законодательства).

Далее студенты рассуждали, что же такое законы и зачем они нужны людям.
Законы − это общие и обязательные для всех правила, которые объясняют, что можно делать, а что нельзя. Они помогают поддерживать порядок в стране, чтобы мы жили в безопасности и понимали свои права и обязанности. Например, законы определяют, как должна работать школа или полиция, как необходимо защищать природу или что можно продавать в магазине. Знание законов помогает человеку ориентироваться в мире и организовывать свою жизнь.
Создание закона начинается с того, что на обсуждение выносится законодательная инициатива. Идеи для законов (т. е. законопроекты) могут предложить и обычные люди − граждане, доведя свою инициативу до своих представителей в органах власти – депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Когда обсуждение инициативы закончено, депутаты голосуют «за» или «против». Если большинство «за», закон отправляется дальше в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. После голосования ставится финальная подпись Президента, которая подтверждает, что закон принят.
После подписания закон вступает в силу, и все должны его соблюдать.

Затем педагог организовал просмотр и обсуждение видеоролика интервью с Сангаджи Андреевичем Тарбаевым, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателем комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры.

Далее беседа шла об участии молодежи в выдвижении законодательных инициатив. Студентов познакомили с деятельностью Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (просмотр и обсуждение видеоролика).

Подводя итог занятия, преподаватель акцентировал внимание обучающихся на том, что Россия является правовым государством, этот статус обеспечивается законами, которые, в свою очередь, обеспечиваются непрерывной деятельностью в области законотворчества. Законы дают возможность активно влиять на то, каким будет наше будущее. Гражданская активность подразумевает не только соблюдение законов и следование правилам, но и участие в законотворческой деятельности, которая является вкладом в развитие общества на основе демократических принципов равенства, справедливости и морали.

В конце занятия студенты участвовали в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания по QR-коду.