Информационные технологии прочно проникли в нашу жизнь. Они используются человеком как в частной жизни, так и в общественной сфере, что вызывает значительный рост разного рода киберугроз и приводит к серьезным изменениям в сознании миллиардов людей. Количество этих киберугроз увеличивается с ростом цифровой экономики. В современном мире экономика и Интернет тесно взаимосвязаны. Если электрическая система выйдет из строя и выключится Интернет, то рухнет экономика.
Частная жизнь человека также насыщенна цифровым информационным потоком. Каждый современный ребенок, подросток постепенно становится частью виртуальной среды, оказывающей огромное влияние на его поведение, образование и социальную адаптивность.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила, обеспечивающие защищенность детей от ненужной им информации, в том числе распространяемой в сети Интернет.
Даже не каждый взрослый понимает, чего нужно остерегаться в сети Интернет. Тем не менее ребенок должен быть не только проинформирован о том, какие угрозы существуют, но и понимать, как их избежать в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Именно этой важной теме – защите от киберугроз – и был посвящен очередной классный час федерального проекта «Разговоры о важном», проведенный для первокурсников колледжа в понедельник, 23 января.
Целью занятия являлось формирование и укрепление культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности. Занятие проводилось в форме эвристической беседы и включало в себя просмотр тематических видеороликов, групповую работу в виде учебной игры и анализ полученной информации.
В начале занятия студенты прослушали видеообращение сооснователя «лаборатории Касперского» Натальи Ивановны Касперской, в котором она кратко, емко и на доступном языке рассказала о том, какие скрытые угрозы несет в себе бездумное использование цифровых гаджетов, как в плане их непосредственного влияния на здоровье, так и возможных опасностей, возникающих в процессе интернет-общения с незнакомыми пользователями.
Затем преподаватели провели со студентами командную игру, позволившую погрузиться в настоящее состязание кибермошенников и специалистов по информационной безопасности. В процессе игры были разыграны типичные сценарии киберугроз и выбраны наиболее эффективные возможности противостояния пользователей возникающим угрозам.
В ходе классного часа были рассмотрены ситуации, когда пользователи не задумываются о последствиях своих действий и сами ставят себя под угрозу. А основным итогом занятия стал вывод о том, что ответственность каждого из нас, как пользователя цифровых сервисов — быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности. Для этого нужно соблюдать простые правила и внедрять в свою жизнь полезные привычки кибербезопасности.