Разговоры о важном — «Легенды о России»

7 октября 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный несоответствующему образу нашей страны, сформированному у жителей других стран.

Цель занятия заключалась в актуализации и развитии у обучающихся чувства гордости за свою страну, уважения к ее историческому прошлому, готовности способствовать сохранению исторической правды и формированию объективного образа России в мире.

Занятие проведено в формате дискуссии с использованием видео, цитат, презентации.

В начале занятия преподаватель информировал, что имидж России в мире — это сложное и многогранное явление, которое формировалось на протяжении многих веков. С одной стороны, Россия представляется страной с богатым культурным и историческим наследием, лидером во многих научно-технологических отраслях, таких как покорение космоса или ядерная энергетика. Россия воспринимается как страна с сильной и устойчивой централизованной политической системой, едиными духовными и нравственными ценностями. С другой стороны, в мировом сообществе существуют и негативные стереотипы о России. Часто жители других стран опираются, например, на художественные фильмы, в которых допущены ошибки или неточности, формирующие неверное представление о нас и о нашей стране. Нередко средства массовой информации искажают факты о нашей стране. Из-за таких ошибок и искажений складываются стереотипы.

Студенты привели примеры таких ошибочных суждений.

Далее педагог организовал просмотр и обсуждение 2D-ролика «Легенды и были» и беседу по его содержанию:

• Как вы думаете, почему в сказках добро всегда побеждает зло?

• Задумывались ли вы над тем, что в сказках отражены реальные исторические события?

В детстве знакомство с родной культурой происходит через сказки, малые фольклорные жанры. Взрослея, ребенок узнает об истории своей страны, начинает гордиться ею, почитает культуру, героев родной страны. А вот образ страны и ее жителей у людей из других стран и культур складывается по-другому. К сожалению, не все стереотипы так безобидны и являются результатом нелепой ошибки, довольно часто приходится сталкиваться с сознательным искажением фактов.

Во-первых, это политические цели. Негативный образ России часто используется как инструмент давления в международной политике. Это может быть частью стратегии для изоляции или ослабления страны на международной арене.

Во-вторых, экономические интересы. Негативный имидж может использоваться для обоснования санкций и других экономических мер, направленных на ограничение влияния России в мире.

В-третьих, информационная война. Попытки исказить роль России в мировой истории — одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Средства массовой информации, как мы с вами уже говорили на занятии, посвященном юбилею информационного агентства ТАСС, играют важную роль в формировании общественного мнения. Негативные, спекулятивные сообщения могут усиливать рейтинги и привлекать внимание аудитории.

Тут педагог предложил просмотр видеоинтервью с Петром Олеговичем Толстым, российским политическим деятелем, журналистом, продюсером и телеведущим.

В итоге беседы студенты пришли к выводу, что правильное представление о нашей стране возможно в результате просветительских и культурных мероприятий: изучение истории страны, знакомство с музеями, театральным искусством, живописью музыкой…

Особое внимание следует уделять молодому поколению. Молодежь всегда была двигателем прогресса и перемен. В то же время она обладает уникальной возможностью сохранять и передавать дальше историческую память, выстраивая мосты между поколениями, культурами, государствами. Каждый из нас может повлиять на формирование образа нашей страны, участвуя в различных международных мероприятиях, которые позволяют иностранцам лучше узнать Россию, понять ее уникальность, ощутить ее особую атмосферу. Россия открыта миру, готова к сотрудничеству, не ущемляющему ничьих интересов, и мирному диалогу.

В России проводятся международные фестивали молодежи и студентов. И нужно не забывать, что именно мы являемся лицом нашей страны. О ней будут судить по тому, как мы общаемся, работаем, какие говорим слова и какие совершаем поступки.

В конце занятия студенты участвовали в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания по QR-коду.