25 декабря 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный традиционным семейным ценностям в России.
Цель занятия: развитие у обучающихся уважения к традициям, объединяющим все народы России, представлений о значении семьи в жизни человека и ее роли в сохранении и передаче традиций и ценностей.
Классный час проводился в формате беседы с использованием видеофрагментов, цитат, презентации.
В начале занятия педагог организовал беседу о традициях празднования самого семейного и наполненного чудесами праздника — Нового года. В конце прошлого года Президент России В.В. Путин подчеркнул, что Новый год — это семейный праздник: «В Новый год, мне кажется, что нужно уделить больше внимания близким, семье, позаниматься вместе, найти общее дело: выставки, театры, спорт обязательно, активный образ жизни вести. Желательно провести его вместе со своими близкими людьми, с семьей».
Новый год — это окончание одного этапа жизни и переход к следующему, это подведение итогов и планы на будущее. Мы верим, что в будущем году нам удастся воплотить в жизнь наши мечты и желания, чего-то достичь, узнать или увидеть что-то новое, что-то сделать для себя и для людей.
Далее обсудили празднование зимнего праздника в войну: Новый год в самые тяжелые времена всегда оставался праздником. Во времена блокады Ленинграда, несмотря на бомбежки и артобстрелы, голод и холод, взрослые прикладывали все усилия, чтобы к детям хоть ненадолго пришел праздник. Так, в своих воспоминаниях, один из жителей блокадного Ленинграда Николай Поляков рассказывает о новогодней елке, организованной Ленинградским домом ученых в канун 1943 года: «По тогдашним масштабам елка получилась очень пышная. Из зоосада привезли маленького медведя, который, не знаю, какими судьбами уцелел, и двое сотрудников, которые, по-видимому, имели какое-то отношение к цирку, заставили его демонстрировать свою “ученость”. Затем… показали маленькую дрессированную собачку, которая очень веселила детей. Были игры во главе с Дедом Морозом и хороводы около елки. Конечно, все это было бедно по сравнению с тем, что делается на елках сейчас, но это было в известной мере даже величественно, по силе духа, по воле к жизни, по воле к победе…». А вот фрагмент воспоминаний девятиклассника Юры Артюхина: «Это было 6 января 1942 года. Войдя в фойе, мы остановились в изумлении от красиво украшенных елок, весь театр был освещен электричеством. Это тоже оказалось сюрпризом, так как почти ни у кого света дома не было. В зале и на сцене было очень холодно, но слушали внимательно. После спектакля был обед, который в те суровые январские дни стал очень ценным подарком. На обед дали суп с лапшой, граммов сто пшенной каши и немного желе, ломтик хлеба граммов в пятьдесят…»
— Почему, несмотря на все трудности и невзгоды, связанные с блокадной жизнью, люди организовали празднование Нового года? Как это помогало детям и взрослым жителям блокадного Ленинграда? Ребята поделились своими предположениями.
Новогодние праздники широко отмечаются в различных городах России, например, проводятся зимние фестивали, которые становятся традиционными.
«Путешествие в Рождество». Крупнейшее зимнее праздничное событие в Москве, в его рамках проходят театральные представления, ярмарки и концерты на открытом воздухе.
«Новый год на “Нижегородской ярмарке”». В начале 2024 года главной темой новогодних мероприятий стали сказки Александра Сергеевича Пушкина, в честь 225-летия со дня рождения писателя. Нижегородцев и гостей города на Ярмарке встречали новогодние персонажи и персонажи пушкинских сказок. На катке, кроме музыки, звучали цитаты из известных произведений поэта.
«Алтайская зимовка». Это фестиваль, открывающий зимний туристический сезон в Алтайском крае. Он объединяет спортивные состязания, детские развлечения, экскурсии и фестивали алтайских продуктов.
Затем педагог организовал просмотр видеоролика «Одна страна — одни традиции».
Одной из новогодних традиций многие годы и даже столетия оставалось поздравление новогодней открыткой- традиция, которая сейчас, к сожалению, почти забыта.
Педагог организует обсуждение видеоролика «История новогодней открытки».
Подводя итог занятия, преподаватель предложил ребятам вспомнить, какие темы обсуждали они все вместе в течение 1 полугодия.
В конце занятия студенты участвовали в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания по QR-коду.