Разговоры о важном — «О городах России. Ко Дню народного единства»

20 октября 2025 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный городам России.

Цель занятия заключалась в формировании представления обучающихся о значимости единства народов России, многообразии и богатстве историко-культурного наследия страны, современных тенденциях развития городов и комфортной городской среды; осознание необходимости вклада каждого человека в благополучие и процветание родного края, формирование ответственной и активной жизненной позиции.

Занятие проведено в формате эвристической беседы с элементами дискуссии, интерактива и практического анализа.

Занятие началось с просмотра видеоролика-анонса со Станиславом Соломатиным.

Далее педагог организовал беседу:
— Россия — огромная страна, чьи просторы протянулись от южных морей до полярного края. Здесь соседствуют динамично развивающиеся мегаполисы и уютные маленькие поселения, хранящие свою особую атмосферу. Сегодня число крупных и небольших городов в России превышает 1110. Каждый большой и малый город является отражением истории всей нашей страны и одновременно судеб его жителей.
— Что, по вашему мнению, объединяет представителей всех народов, живущих в России?
— Многонациональное единство — это наша ценность, которая передается от поколения к поколению. Причем каждое поколение сохраняет историческую память предков и передает все лучшие традиции своим потомкам. Именно поэтому разговор о многообразии нашей Родины становится таким важным накануне празднования Дня народного единства. Этот праздник символизирует сплоченность народов России, способность вместе преодолевать любые испытания, сохраняя стремление к свободе, справедливости и гармонии.

В 1612 году в состав Второго народного ополчения вошли жители Нижнего Новгорода, Костромы, Ростова, Смоленска и многих других городов. Они объединились с целью освобождения столицы от польских интервентов.
− Почему ополчение 1612 года назвали народным?
− Почему вклад разных городов в победу народного ополчения увековечен на переднем барельефе памятника Минину и Пожарскому в Москве?
− Какие еще примеры народного единства в борьбе с захватчиками можете привести?
− Что значит постоять за свою страну?
− Можем ли мы сегодня, как жители разных городов в те времена, объединиться ради общего дела в масштабах всей страны?

Студенты активно участвовали в беседе.

Далее педагог предложил обучающимся просмотр видеоролика, в котором собраны интересные факты о городах нашей необъятной страны «Россия — страна городов».

В России есть города, которые стали центрами науки и техники. Например, Дубна (Московская область) — центр ядерных исследований, Мичуринск (Тамбовская область) — это центр, где проводятся исследования в области улучшения сельскохозяйственного производства и селекции новых сортов растений, в Кольцове (Новосибирская область) находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», специалисты которого стали известны всему миру как разработчики вакцин против вирусов, включая COVID-19, а Иннополис в Татарстане — научный центр для IT-сферы.

Затем педагог организовал просмотр видеоролика-интервью с российской певицей, актрисой и педагогом, исполнительницей народных и авторских песен («Матушка», «С добром», «Русская дорога» и др.) Татьяной Куртуковой.

Каждый человек способен внести свой вклад в развитие города. Многие наши современники активно участвуют в жизни города, развивая его инфраструктуру, индустрию гостеприимства, создавая увлекательные истории и легенды, которые привлекают туристов и путешественников. Например, город Мышкин, благодаря усилиям местных жителей, стал известен своими необычными музеями, связанными с легендами о сказочных мышах.

Любой город — это источник вдохновения: историей, природными памятниками, людьми, будущей профессией, а самое главное — чувством принадлежности к городу и семье. Историческая память и уважение к подвигу предков — это та основа, которая объединяет сейчас российские города: от Калининграда до Владивостока.

Подводя итог занятия, педагог предложил ответить на следующие вопросы:
− Может ли город стать судьбой человека? Как вы понимаете смысл этой фразы?
− Факты о каком городе из сегодняшнего занятия вас больше всего заинтересовали?
− Как бы вы могли помочь своему родному месту стать лучше?

Педагог предложил студентам ссылки для более подробного изучения темы:
Что посмотреть
• Конюхов Ф. «Мои путешествия»
• Тропинина Е. «50 исторических мест России»
• Портал фильмов Русского географического общества
• Телешоу «Классная тема», Валерий Власенко
• Фильм «Россия — страна городов»