13 мая 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Цель занятия: развитие у обучающихся уважения и бережного отношения к русскому языку, культурно-историческому наследию России и выдающимся деятелям русской культуры, понимания роли языка в жизни каждого человека и государства.
Занятие прошло в форме дискуссии с использованием видео, презентации.
В начале занятия педагог сообщил, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 705 от 6 июня 2011 г. в России ежегодно в день рождения Александра Сергеевича Пушкина отмечается День русского языка, этот день называют также Пушкинским днем России. Творчество Пушкина – сокровище не только русской культуры, это всемирное достояние. Произведения Пушкина переведены практически на все языки мира (более 200), в 50 странах установлены памятники поэту.


Далее преподаватель поставил перед ребятами задачу: «Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос, почему в день рождения Пушкина отмечается также День русского языка и почему именно Пушкина называют создателем русского литературного языка». Рассуждая над словами И.С. Тургенева, которые тот сказал, произнося речь по поводу открытия памятника Пушкину в Москве: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением», – студенты задумались: разве один человек, пусть даже гений, может создать язык, на котором будет говорить и писать многомиллионный многонациональный народ? Что же имеют в виду, когда говорят о Пушкине как о создателе русского литературного языка?
В процессе беседы пришли к выводу:
— Когда говорят о Пушкине как о создателе русского литературного языка, имеют в виду, что в его творчестве наиболее ярко и отчетливо проявились процессы становления современного русского языка, того языка, которым владеем и пользуемся мы с вами. Неслучайно статьи в современных словарях сопровождаются примерами из произведений Пушкина.
Далее студентам предложили просмотр 2д-ролика.
Педагог обратил внимание на то, что существовала огромная разница между языком бытового общения, разговорным и языком литературы. Писатели старой школы пользовались стилем и лексикой, основанными на церковнославянском языке, нарочито усложняли тексты. При том в стихах и прозе Пушкина все прозрачно, ясно и просто, но в то же время слова подобраны так точно, что, кажется, сказать лучше просто невозможно.
Кроме того, с именем Пушкина связан и процесс демократизации русского литературного языка, именно в его творчестве произошло гармоническое слияние элементов живой народной речи с литературным языком. Произведения Пушкина по стилю и речи были одинаково понятны и близки представителям разных сословий, а не только представителям дворянской культуры. Для поэта не существовало никаких законов, кроме закона гармонии и правды: если речь звучит красиво, выразительно и естественно, если она приятна и понятна русскому человеку, такая речь и есть истинно русская. Всем своим творчеством Пушкин доказал, что нет такого чувства, нет такой мысли, которые нельзя было бы полно, ясно и красиво выразить на русском языке. Резюмируя, студенты сформулировали выводы словами писателя Александра Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». Русский язык в России имеет статус государственного языка. Этот статус закреплен Конституцией Российской Федерации (Ст. 68). В Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» написано: «Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации». Но в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, существует еще 277 языков, на которых говорят народы, проживающие на территории России. Они равноправны и находятся под защитой закона, а граждане имеют право на выбор языка общения. Это гарантирует еще один Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации».
В конце занятия педагог подытожил: «День русского языка, Пушкинский день России – это общенациональный праздник россиян, для которых русский язык является не только инструментом общения, познания, но и достоянием истории и культуры. Празднование этого Дня свидетельствует, что люди, представляющие разные конфессии, народности и национальности, осознают свою историческую и культурную общность, чувствуют себя частью единого культурного, политического и экономического пространства, разделяют общероссийские идеалы и ценности. Как лицо отражает внутренний мир человека, так язык отражает качества и душу народа. Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

Для отзыва по рассматриваемой теме преподаватель предложил студентам поучаствовать в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания, перейдя по QR-коду.