Разговоры о важном — «Что значит быть взрослым?» 

14 октября 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный представлению детей о взрослении и ответственности, с ним связанной.

Цель занятия заключалась в актуализации и развитии у обучающихся представлений о взрослости, ее основных характеристиках, навыках взрослого человека, необходимых для дальнейшего развития, личного и профессионального совершенствования.

Занятие проведено в формате дискуссии с использованием видео, цитат, презентации.

В начале занятия преподаватель предложил студентам визуальный ряд (портреты людей в разные возрастные периоды) и попросил определить возраст изображенных на портретах и фотографиях людей.

Далее педагог организовал беседу, задавая уточняющие вопросы:

• Как вы считаете, какого возраста люди на иллюстрациях? Как вы определяете возраст?

 • На каких портретах изображены взрослые люди?

 • Как вы определяете, взрослый человек или еще нет?

 • Хотелось ли вам в детстве побыстрее стать взрослым? Почему?

Возрастные границы взрослости в наше время трактуются по-разному с точки зрения психологии и юриспруденции, так как до сих пор нет единого взгляда на критерии взрослости. Так, психологи называют взрослыми людей в возрасте от 20 лет. При этом они отмечают, что наступление этого возраста не гарантирует взросления. А по нормативным правовым документам взрослыми или совершеннолетними считаются лица, достигшие 18 лет.

В процессе общения с преподавателем у студентов получился образ взрослого человека. Это человек с активной жизненной позицией, целеустремленный, уверенный в себе и способный оказывать поддержку людям, умеющий брать на себя ответственность, защищать систему собственных принципов и жизненных ценностей, противостоять жизненным трудностям, признавать ошибки, готовый и способный оказывать влияние на мир и делиться своим индивидуальным опытом с младшим поколением. То есть не только и не столько возраст является основным критерием взрослости, но в первую очередь — личностные характеристики, поступки человека и его отношения с другими людьми.

Осознанный поступок — когда человек, совершая поступок, адекватно оценивает ситуацию, берет на себя ответственность за свое решение при любых возможных исходах, понимает его значимость для себя и окружающих. Взрослый, прежде чем совершить какой‑либо поступок или действие, адекватно оценивает собственные ресурсы; при необходимости может просить помощи у других; умеет справляться с трудностями при неудачах; не перекладывает ответственность за решение на других; в случае совершения ошибки берет вину на себя.          

Далее педагог предложил просмотреть ролик с федеральным спикером Константином Витальевичем Ивлевым и предложил студентам сравнить свои ответы на обсуждаемые вопросы с его.

— Как бы вы ни относились к тому, что детство кончается, с этим ничего не поделаешь. А вот взрослеть или нет — выбор каждого человека. Но надо помнить, что взрослость — важнейший и самый длительный этап жизненного пути человека, время расцвета творческих сил личности, социальных и профессиональных достижений, строительства своей семьи и счастья родительства.

В конце занятия студенты участвовали в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания по QR-коду.