5 февраля 2024 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный Дню российской науки.
Цель занятия: развитие ценностного отношения обучающихся к достижениям человечества, воспитание гордости за свою страну через осознание вклада российских ученых в развитие мировой науки.
В процессе разговора преподаватель рассказал студентам, что 8 февраля 2024 года Российская академия наук празднует свое 300-летие. Эта памятная дата значима не только для научного сообщества, но и для всей нашей страны. В 1724 году Петр I издал указ: развить науки в российском государстве. Он основал первую Академию наук и художеств.
Почти за три века труд великих умов человечества дал миру множество научных открытий. Они сыграли существенную роль в развитии не только нашего государства, но и всей мировой цивилизации: первыми освоили космос, открыли биосферу, научили мир трансплантологии и сделали еще множество ключевых поворотов в развитии человечества.
Наука – это сила, прогресс и эволюция всех сфер деятельности человека.
Очень символично, что именно 8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, выдающегося русского ученого, интересного человека с непростой судьбой, который известен во всем мире благодаря своим изобретениям. Дмитрий Иванович Менделеев известен всему миру, его вклад в отечественную и мировую науку огромен.
Действительно, главным и наиболее известным открытием считается периодический закон и периодическая таблица, которую все знают как таблицу Менделеева. Попытки систематизировать элементы были и во Франции, и в Англии, и в Германии. Но в них не было главного – периодического закона. Ученые всего мира признают авторство Менделеева, но предпочитают не рассказывать, что это русский открыл периодический закон. Поэтому вывешивается таблица в аудиториях безымянной. Но Дмитрий Иванович был не только химиком (только 10% его научных работ посвящены химии), он был очень разносторонним, увлеченным человеком и интересовался разными областями. О его исследованиях ходят легенды.
Вниманию студентов был представлен видеоролик о судьбе Д.И.Менделеева.
В конце занятия был подведен итог разговора об ученом. В отечественной науке практически невозможно найти отрасли, которая не была бы связана с именем Дмитрия Ивановича Менделеева, например, проблемам переработки нефти он посвятил около 150 работ. Сегодня нефтедобывающая промышленность одна из ведущих в нашей стране. Благодаря работам Менделеева стали использоваться цистерны при перевозке нефти по ж/д. Он разработал систему непрерывной перегонки нефти и доказал, что нефть не надо сжигать ради тепла – и говорил, что «сжигать нефть, все равно что топить печку ассигнациями». Доказал, что после выделения бензина/керосина остаются очень полезные для промышленности смазочные масла, благодаря чему Россия стала главным экспортером масел. Менделеев популяризировал нефтепроводы, без которых сейчас невозможно представить эту отрасль промышленности. Изобрел танкеры (ранее возили деревянными бочками на баржах), нефть стали заливать в трюм, благодаря чему она значительно подешевела. Еще одно важнейшее с экономической и политической точки зрения направление для нашей страны – исследование Крайнего Севера. И здесь вклад Менделеева также огромен. Он написал более 40 научных трудов об арктическом мореплавании, принял активное участие в создании проекта ледокола (будущий «Ермак» – дедушка ледокольного флота). Им был намечен морской путь, проходящий вблизи Северного полюса. Его именем названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане и научно-исследовательское океанографическое судно.
Закончилось занятие участием студентов в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания, перейдя по QR-коду.