26 февраля учащиеся колледжа посетили уникальный Музей психологии в Люберцах, основанный в сентябре 2016 года.
Его идейный вдохновитель и председатель Общественного объединения психологов регионов России Ольга Борисовна Хлебодарова рассказала учащимся ГСК откуда взялась такая интересная идея и чему посвящены необычные экспонаты.
«Первыми экспонатами музея стали портреты психологов-основоположников классических направлений науки», – поделилась Ольга Борисовна.
Первое направление – это психоаналитическая школа Зигмунда Фрейда. Здесь учащимся рассказали о его ярком вкладе в науку. Инсталляция – кушетка, ведь Фрейд принимал своих пациентов именно так – они лежали, а он сидел у них в изголовье.
Второе направление – гештальт-терапия, основоположником которой является Макс Вертгеймер.
Здесь учащимся встретились с инсталляции в виде намеков.
Третье направление – это бихевиоризм, поведенческая психология.
Здесь представлена схема «Стимул – реакция». Основоположник учения Джон Уотсон экспериментально установил, что если давать человеку внешний стимул, то за этим обязательно последует реакция.
Рядом с ним поместили еще одного основоположника бихевиоризма, который шел прежде Уотсона. Это великий русский академик Иван Павлов, проделавший знаменитый опыт с собакой.
Четвертое направление – гуманистическая психология. Ее основоположник Абрахам Маслоу выявил закономерность: человек живет, удовлетворяя свои потребности. В музее представлена его знаменитая пирамида потребностей: еда, безопасность, любовь и забота, уважение и признание. Этим живет каждый человек.
Наивысшая потребность, до которой не все добираются, – это самопознание и совершенствование.
Пятое направление – трансперсональная психология. Ее основоположник Станислав Гроф. Эту инсталляцию в музее оформили в шуточной форме с ориентиром на измененное состояние сознание.
«В современной науке этих направлений больше, в дальнейшим они будут представлены в нашем музее», – обещает Ольга Борисовна.
Следующим экспонатом музея стал гардероб личности. Это в прямом смысле слова гардероб – с множеством разнообразных масок.
«Личность – это личина и маска. Через такую метафору мы рассказываем про многогранность внутреннего мира человека. У каждого есть свой гардероб социальных ролей, а также то, что мы можем скрывать от общества с помощью маски, например, уязвимость и неуверенность. Экскурсию по этому экспонату мы начинаем со слов Шекспира: весь мир – театр, а люди в нем актеры», – говорит Ольга Борисовна Хлебодарова.
Рядом экспонат «Весы»: на одной чаше сердце – символ чувств, на второй мозг – символ разума. Но чувства всегда перевешивают разум.
Здесь же есть компьютерные микросхемы – это примитивная схема мозга.
Учащиеся ГСК познакомились с уголком Леонардо да Винчи.
Здесь ребятам рассказали о таких понятиях, как одаренность, талант, гениальность.
«Яркий гений – Леонардо да Винчи. Он придумал все: от стиральной машинки до лыж, от летательных аппаратов до прототипа телефона. До сих пор учебники ботаники и анатомии проиллюстрированы его рисунками – никто точнее не смог изобразить растения и человеческое тело», – добавляет Ольга Борисовна.
Дальше идет экспонат под названием «Я-концепция». Это то, как человек воспринимает самого себя: «Я-реальное» – объективные знания, «Я-идеальное» – это то, каким хочется быть в глазах других.
«Здесь метафора – отражение себя. «Я» может восприниматься через розовые очки, а также через очки с диоптриями или даже искривленные. Рядом лежит молоток – инструмент, который может служить как разрушению, так и созиданию. Если не нравится отражение, то можно взять молоток и разбить зеркало, либо начать что-то строить, чтобы отражение понравилось», – объясняет Хлебодарова.
Следующим экспонатом которое произвело огромное впечатление стало «Дерево желаний». По рассказам Ольги Борисовны прообразом экспоната «Дерево желаний» стало похожее дерево в Карелии – оно было сухое, безжизненное и тоже «с ухом». Ухо на музейном дереве слеплено с оригинала его хозяйки. Здесь рассказывают о мотивации, мечтах и целях.
«У меня была идея сделать так, чтобы из дерева «вырастали» желания, о которых дети написали нам. Но я быстро поняла, что их не выдержит ни одно дерево. Так что все желания посетителей бережно хранятся в чемодане. За все время работы музея было написано только три нематериальных желания, в том числе здоровья родителям, и чтобы был лучший друг», – говорит Хлебодарова.
«Экспонат «Река жизни» имеет огромную популярность среди посетителей, особенно у детей и подростков. Мы просим их разделить эту реку на этапы и рассказать про свои ассоциации. Все видят очень по-разному, их представления сильно отличаются от наших задумок. В этом экспонате затрагивается тема смерти, мы объясняем, что человек живет столько, сколько его помнят, поэтому за жизнь важно успеть построить продолжение пути, даже если ты все равно уйдешь», – рассказала Ольга Борисовна Хлебодарова.
Ещё один удивительный экспонат «Работа мозга в представлении ребенка» – это старичка с кнопочками, который сидит в каждом из нас и руководит нашими импульсами.
Музей создан таким образом, что экскурсии можно проводить в любом порядке, смысл от этого не меняется. Помещение музея хотя и небольшое, но очень уютное. Интерьер продуман до мельчайших деталей, так что можно часами ходить и разглядывать экспонаты. Пространство делится на два зала, экспозицию которых составляют самые различные вещи.
Чтобы рассказать про все предметы, экскурсоводу и директору музея Ольге Борисовне Хлебодаровой понадобилось примерно два часа. Время экскурсии пролетело незаметно, было интересное, легкое и яркое погружение в мир Психологии.
Отзывы студентов
Лиза:
«26 февраля мы посетили музей психологии, руководителем которого является Ольга Борисовна Хлебодарова. Была проведена замечательная экскурсия, на которой мы услышали и узнали много интересного и полезного для нашей будущей профессии. Ольга Борисовна очень информативно и интересно раскрыла нам тайну многих направлений в психологии.»
Алина:
«Замечательный музей психологии, очень интересный экскурсовод. Всё подробно рассказала, было очень увлекательно и интересно. Всем советую окунуться в мир психологии.»
Ксюша:
«Очень понравился экскурсовод. Прекрасный музей, особенно понравились фотографии и общее оформление залов. Было интересно. Произвело огромное впечатление. Желаю каждому окунуться в психологию в этом прекрасном музее.»
Полина:
«Экскурсия в музее психологии была интересная и захватывающая. Много нового узнала и вспомнила, уже известный материал, в интерактивной форме с увлекательными примерами. Несмотря на то, что была обзорная экскурсия, мы углубились в каждый уголок музея и открытий психологов. Хочется отдельно отметить эксклюзивное оформление и креативный подход к работе и каждому экспонату, все продумано до мелочей.»